Программная система мониторинга информатизации и качества регионального образования «Информос»

Информатизация образования является одним из главных направлений развития образования в РФ. Для эффективного принятия решений в сфере информатизации необходим комплекс мероприятий с целью получения информации о соответствии поставленных целей и текущего состояния объекта, т.е. необходим мониторинг, обязательными условиями которого являются оперативность, актуальность и полнота данных. Для осуществления поставленных целей авторами проекта была создана программная система «ИНФОРМОС», сочетающая в себе реализацию соответствующих функций сбора, обработки данных, оптимальной внутренней структуры системы и удобного полнофункционального интерфейса.

В рамках межрегионального проекта «Создание межрегионального сегмента образовательной информационной среды профессионального и общего образования…» (2005 г.), в Новосибирском Государственном Техническом Университете создана пилотная версия программной системы мониторинга «ИНФОРМОС» [1], в основу которой была положена разработанная здесь же методика оценки влияния обеспечения доступ сельских школ к телекоммуникационным ресурсам на качество образования [2]. «ИНФОРМОС» — распределенная, web-ориентированная система, предназначенная для отслеживания и оценки качества и информатизации образования в регионе. Пилотная версия представляет собой систему сбора, обработки данных и поддержки принятия решений. Реализованы модули сбора и хранения данных и модуль первичной статистической обработки.

Модуль сбора информации представляет собой программный инструмент по созданию, редактированию и удалению критериев, групп критериев мониторинга, созданию анкет, состоящих из критериев. Этот модуль также предоставляет средства для анкетирования пользователей и обеспечивает наполнение данных базу данных.

В «ИНФОРМОС» заложена идея ярусного сбора данных [1], предполагающая сбор данных нижними ярусами мониторируемой системы, генерирование сводной информации и объединение с данными текущего яруса. Так, например, из собранных данных о школах района генерируются сводные данные. Затем они дополняются собственными данными района. И так далее.

В соответствии с данной структурой сбора информации были определены следующие типы пользователей: Оператор школы, Оператор района, Оператор области, Администратор, Аналитик.

Каждый тип пользователь наделен соответствующими полномочиями – Операторы просматривают, вводят информацию, смотрят интегрированные данные по назначенным Администратором регионам, Администратор обеспечивать должный уровень безопасности, разграничения прав доступа, работой по созданию, редактированию пользователей, критериев мониторинга, Аналитик имеет возможность просматривать статистику показателей мониторинга по регионам, назначенным ему Администратором.

На основании такой схемы проводится мониторинг на уровне федерального округа. В этом случае в каждом субъекте Федерации устанавливается свой модуль системы «ИНФОРМОС». Благодаря идентичной структуре всех модулей обеспечивается их взаимодействие. Руководителями органов управления образованием определяется политика обмена информацией и распределение прав доступа к системе, на основе которой пользователь-аналитик субъекта Федерации имеет возможность просматривать статистические данные по результатам мониторинга других регионов.

Используя данную систему, в ноябре 2005г. был проведен пилотный сбор и обработка данных мониторинга по 6 регионам Сибирского федерального округа (по 30 школ в каждом), который показал необходимость регулярного мониторинга [3], актуальность, востребованность данной программной разработки и указал пути дальнейшего развития и улучшения программной системы. Также очевидно, что система показателей должна иметь избыточность для верификации достоверности и достаточной информативности данных. Для повышения эффективности сбора, хранения и дальнейшей обработки такой информации необходимо оптимизировать хранилище данных.

Программная система предлагаемого проекта является уникальной среди аналогичных систем по ряду признаков (распределенность данных, разграничение прав доступа к информации других регионов и др.). Многие из существующих на сегодняшний день систем и концепций основаны на принципе централизованного хранения данных. Использование же принципа распределенного, децентрализованного хранения позволит обеспечить оптимальное быстродействие, безопасность данных системы и разграничение прав доступа пользователей системы в выбранном регионе.

Список литературы

  1. Казанская, О. В. Информационно–аналитическая система мониторинга уровня информатизации образования «Информос» / О. В. Казанская, Д. В. Емелин, А. Ю. Погребняк // оНедра Кузбасса. Инновации : тез. докл. 5 всерос. науч.–практ. конф. г. Кемерово, 29–31 янв. 2006 г. Кемерово. – С 183–184.
  2. Казанская, О. В. Методика оценки уровня интеграции высшего профессионального и общего образования в единой образовательной информационной среде / О. В. Казанская, Г. Б. Паршукова // Открытое и дистанц. образование. – Томск, 2006. – № 1. – С. 59–63.
  3. Тимкин, С. Л. Обработка результатов мониторинга качества и информатизации образования сельских школ СФО в 2005 г. с применением методов факторного анализа данных / С. Л. Тимкин, Л. В. Баранова // Открытое и дистанц. образование. – Томск, 2006. – № 1. – С. 64–69.
01.01.2006 Распределенные информационно-вычислительные ресурсы (DICR-2006) [Электронный ресурс] : тез. докл. 11 конф. ИВТ СО РАН, Павлодар, Казахстан, 20-22 сент. 2006 г. – Павлодар, 2006. – Режим доступа: http://www.nsc.ru/ws/show_abstract.dhtml?ru+151+10310