Представление обучающей деятельности НГТУ в сети Интернет

Полноценное развитие дистанционного образования в стенах традиционного университета предполагает создание информационной обучающей среды университета, под которой мы понимаем комплекс современных информационных технологий, обеспеченных необходимыми программно-методическими и техническими средствами и ориентированными на процесс обучения. Очевидно, информационную обучающую среду можно рассматривать как часть информационной образовательной среды, реализующей функции не только обучения, но и управления процессом образования (от набора студентов и слушателей, включая маркетинг образовательных услуг, до отслеживания трудоустройства выпускников) и мониторинга качества образования.

Информационная обучающая среда — это реализованные возможности:

  • обучения без преподавателя с помощью электронного учебника, снабженного подробными методическими рекомендациями и представляющего, по сути дела, компьютеризированный, снабженный внешним и внутренним навигатором вариант комплекса учебно-методических материалов, включающего рабочую программу дисциплины;
  • доступа с помощью вычислительных сетей к справочным данным, хранилищам изображений, карт, атласов и т. д. по предметным областям, к библиографическим и полнотекстовым базам данных;
  • работы в виртуальной лаборатории, моделирования виртуальных и реальных данных;
  • доступа к результатам научного эксперимента сотрудников университета, банкам принятых решений и системам поддержки принятия решений;
  • получения текущей справочной информации по учебному процессу;
  • самоконтроля и контроля без участия преподавателя на основе тестирующих программ;
  • общения с преподавателем и другими обучающимися в режиме теле- и видеоконференции (последнее, очевидно важно для собственно дистанционной формы обучения, тогда как возможность получения заочной консультации по сети ценна и для студентов очной формы).

Одним из средств формирования информационной обучающей среды университета является создание системы web-сайтов подразделений университета, ведущих образовательную деятельность (факультетов, кафедр, учебных центров и т.д.). Конечно, практически каждый университет сегодня имеет свой, так называемый официальный сайт, который, как правило, выполняет в первую очередь презентационные, а не обучающие функции. Для реализации оперативных задач обучения, очевидно, более пригодны web-сайты учебных подразделений.

Предварительный анализ сайтов факультетов и кафедр НГТУ показал, что, к сожалению, не во всех подразделениях университета, ведущих образовательную деятельность, учебный процесс нашел соответствующее отражение в сети Интернет. Поэтому Координационным Советом по дистанционному образованию НГТУ было принято решение о проведении осенью 2000 года университетского конкурса web-сайтов учебных подразделений университета. Было разработано Положение о конкурсе, с которым можно ознакомиться на сайте Центра дистанционного образования НГТУ (http://edu.nstu.ru). Положение содержит критерии конкурсного отбора, а именно:

  • полнота отражения образовательной деятельности данного подразделения (представление перечня специальностей, форм обучения — очной, заочной, дистанционной, контрактной, госбюджетной и т.д., образовательных программ, государственных образовательных стандартов, учебных планов);
  • степень представления текущего учебного процесса (требования к оформлению дипломных и курсовых проектов, бакалаврских работ и магистерских диссертаций, информация о консультациях преподавателей и др.);
  • степень наполнения учебно-методическими материалами по дисциплинам (рабочие программы дисциплин, описание лабораторных работ и др.);
  • степень отражения научной деятельности подразделения и реализации возможности использования результатов научных экспериментов в учебной работе;
  • полнота характеристики структуры подразделения;
  • степень представления справочной информации о деятельности подразделения и его сотрудников (место нахождения, контактные телефоны, часы приема и т.д.);
  • степень реализации возможности дистанционного обучения;
  • реализация взаимосвязи с другими сайтами университета;
  • организация оперативного обновления информации на сайте;
  • удобство пользования (навигатор, карта сайта, дружественный интерфейс, др.), дизайн;
  • степень независимости для клиентских программ и затраты времени на доступ.

Заявка, поданная на конкурс, должна содержать самоанализ, т.е. предполагается, что конкурсанты сами дают качественную оценку значения всех обозначенных критериев и указывают, где именно (на какой странице) реализованы те или иные функции.

Предполагается, что организованный конкурс стимулирует деятельность учебных подразделений университета по расширению обучающих возможностей сети Интернет, что благотворно скажется на развитии информационной обучающей среды университета и в том числе дистанционного обучения в НГТУ.

01.01.2000 Научные и методологические основы дистанционного образования : материалы междунар. науч.-метод. конф. – Томск : ТГУ, 2000. – С. 65-67.