Организация комбинированной формы обучения в НГТУ

В настоящее время дистанционная форма обучения в высшем образовании претерпевает существенные изменения и зачастую в зарубежных университетах отдается предпочтение комбинированной (blended) форме обучения. В нашем университете внедрение комбинированной формы (КФ) обучения было начато в августе 2005 года и имеет следующие организационные аспекты.

Решение о запуске образовательной программы было принято Ученым Советом университета, который утвердил ответственным за организацию обучения — ИДО, за содержание специальности — выпускающую кафедру (вычислительной техники). Для этой формы обучения был разработан специальный учебный план, учитывающий специфику КФ.

Прием абитуриентов проводился в рамках приемной комиссии заочного факультета в очной форме на основании конкурса аттестатов о полном среднем образовании. Проводился тест на владение основами компьютерной грамотности и собеседование с абитуриентом. Для информирования абитуриентов о специфике комбинированной формы обучения, наборе на специальность и правилах поступления был подготовлен комплект рекламной документации в бумажном варианте (буклеты и пр.) и электронном (на сайте ИДО http://ido.nstu.ru). В предмете договора, заключаемого со студентом, обязательно указывается, что обучение осуществляется с применением дистанционных образовательных технологий, что потребитель образовательных услуг обязан иметь базовые навыки работы на компьютере, а также обязуется соблюдать сохранность авторских прав на предоставляемые учебно-методические материалы, пособия, электронные учебники.

Особое внимание было уделено подготовке электронного комплекта учебно-методических материалов (УМК), который в обязательном порядке проходит содержательную экспертизу. Техническая экспертиза электронных учебных материалов осуществляется сотрудниками ИДО. Комплект УМК по каждой дисциплине размещается на сайте ИДО с авторизованным доступом. Затраты труда преподавателей по подготовке УМК определяются согласно Положению о расчете оплачиваемых трудозатрат преподавателя разработанном в НМО ИДО.

В рамках технической поддержки проекта в ИДО был создан специализированный портал (http://www.ido.nstu.ru), на котором размещена система управления курсами для эффективной организации процесса создания и доставки электронных УМК.

С целью реализации организации и технологического сопровождения обучения по КФ в ИДО сформировано дистанционное отделение ИДО, выполняющее функции службы поддержки студентов (СПС). В состав службы входит инструктор (методист), чьи функции — прием документов на обучение, ведение документации по учебному процессу, подтверждение успешного прохождения курсов, оформление выпускных документов, обеспечение взаимодействия обучающихся с администрацией учебного заведения, предоставление администрации оперативной информации о ходе набора, наполнении потоков. В состав СПС входит также тьютор, в обязанности которого входит обеспечение эффективной коммуникации между преподавателем и учащимися и коммуникации в учебной группе в процессе изучения курса. Тьютор также обеспечивает взаимодействия со службами административной и технической поддержки, способствует эффективному использованию ИКТ в организации процесса обучения, обеспечивает использование эффективных методов и приемов обучения конкретным учебным дисциплинам в системе. В сферу деятельности руководителя СПС входит управление ходом учебного процесса, его мониторинг, набор преподавателей, принятие решений по ходу учебного процесса в нестандартных ситуациях, подготовка аналитической информации о ходе набора, наполнении потоков, выпусках, отчислениях и их причинах.

В докладе будет подробно описана технология обучения по комбинированной форме в нашем университете.

01.01.2005 Единая образовательная информационная среда : проблемы и пути развития : материалы 4 Всерос. науч.-практ. конф.-выставки, Барнаул, 21-24 сент. 2005 г. – Томск : Изд-во ТПУ, 2005. – С. 92.