Организационные модели электронного обучения в университете

Реализация электронного обучения (ЭО) в университете предполагает использование разнообразных средств и методик, причем их сочетание зависит от конкретной образовательной программы, учебного заведения ее реализующего, целевой группы обучающихся.

В современном университете могут быть реализованы несколько моделей ЭО, которые могут быть адресованы различным целевым группам. Так внутри университета для студентов дневных и заочного факультетов (традиционное обучение) востребованы, как правило, электронные учебные курсы по дисциплинам учебного плана, а также программы, позволяющие проводить самотестирование, промежуточное и итоговое тестирование. Перспективным представляется направление разработки сервисов электронной обучающей среды, нацеленных на реализацию проблемно-проектного обучения, создания разнообразных портфолио, автоматизированный мониторинг компетенций.

Для студентов заочной и очно-заочной формы помимо вышеперечисленных возможностей электронной обучающей среды становятся чрезвычайно важными такие функции, как система консультаций (в режиме «часто задаваемые вопросы», удаленные семинары, чаты), предназначенные для общения одногруппников.

Программы дополнительного профессионального образования, приобретающие все большее значение в современном университете, в том числе программы корпоративного обучения, реализуемые с помощью университета, во многих случаях также эффективны в рамках электронного обучения. Причем, если технологическая поддержка здесь зачастую аналогична вышеописанной, то организационные решения здесь, как правило, другие.

Известно, что разнообразные организационные модели дистанционного обучения на технологической платформе e-learning в университете могут быть также тиражированы и в общее образование.

В настоящее время, в высшем профессиональном образовании все большее распространение получает комбинированная форма обучения (blended learning), при которой технологии электронного обучения объединяются с традиционным преподаванием в аудитории по расписанию. Комбинированная форма (КФ) обучения, которая реализуется в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) по сути представляет собой комбинацию традиционных форм обучения: от заочной формы она «наследует» факт удаленности ученика и преподавателя, но в отличие от практически лишенного коммуникаций с преподавателями заочного обучения – является индивидуальным. Комбинированная форма обучения, так же, как при очных занятиях, предполагает постоянное взаимодействие обучаемого с преподавателями, тьютором, сотрудниками, обеспечивающими техническую поддержку.

Дистанционная составляющая обучения по КФ осуществляется с помощью образовательного портала института дистанционного образования НГТУ http://edu.nstu.ru, которая позволяет организовывать регистрацию, предварительное вступительное тестирование на знание основ ИКТ, организовывать удаленное сопровождение учебного процесса в течение семестра, реализовать сочетание очных и дистанционных сессий. На базе портала функционирует целый ряд модулей различного назначения, интеграция совместимых между собой сервисов, благодаря которым и создается виртуальная среда обучения, ядром которой является система управления курсами DiDesk, позволяющая размещать готовые учебно-методические материалы, формировать электронные учебно-методические материалы, и делать их доступными для студентов.

Учебные материалы для ЭО готовятся преподавателем курса в электронном виде в форме, удобной для организации самостоятельной работы студента. Для создания сетевой версии учебные материалы желательно создавать, используя все возможности электронной среды: включать максимальное количество иллюстраций (рисунков, фотографий, анимационных фрагментов); делать ссылки на соответствующую информацию в Интернете; добавлять глоссарий и т.п.

В вузовскую инфраструктуру, обеспечивающую реализацию различных организационных моделей электронного обучения, в той или иной степени входят многие подразделения университета: кафедры, ресурсные центры, службы обеспечивающие бесперебойную работу сети. Эффект от внедрения ЭО становится значимее, если в университете синхронно функционируют корпоративная информационная система, система управления обучением и образовательный портал.

Методическое и технологическое обеспечение, созданное для реализации в НГТУ комбинированной формы обучения, предоставило новые возможности для обучения разнообразных целевых групп, как внутри университета, так и за его пределами.

Как показал опыт, для успешного обучения в «электронном формате» требуется высокая степень мотивации к обучению. Учащиеся общеобразовательных заведений являются одной из таких целевых групп, поскольку заинтересованы пройти обучение на подготовительных курсах именно в том вузе, куда планируется поступление, и в этом случае географическая удаленность не является препятствием, поскольку электронное обучение обеспечивает практически равные условия для подготовки, а также способствует повышению уровня подготовки абитуриентов.

Созданная в НГТУ технологическая платформа комбинированной формы обучения также применяется для послевузовского дополнительного образовании в ресурсных и учебных центрах и позволяет работающему человеку пройти переподготовку, специализацию, обучению под проект, обучение для карьерного роста без отрыва от работы, дома.

К основным факторам, влияющим на качество электронного обучения, можно отнести следующие: мотивация к обучению, качество образовательных ресурсов, уровень квалификации преподавателя, надежность функционирования телекоммуникационной сети.

Как показал четырехлетний опыт по реализации КФ на созданной в НГТУ технологической платформе, для успешного функционирования и развития электронного обучения необходимы существенное совершенствование системы менеджмента и организационные изменения в вузе, которые бы обеспечили необходимую гибкость управления инновационными формами обучения.

01.01.2008 Телематика’2008 : тр. 15 Всерос. науч.-метод. конф. – СПб., 2008. – Т. 1. - С. 243-244.