Организационные модели и ресурсы электронного обучения в техническом университете

Реализация электронного обучения (ЭО) в традиционном университете порождает много проблем, и основной, пожалуй, является проблема сопоставления получаемых результатов и затрачиваемых усилий. На первых стадиях вряд ли целесообразно ставить вопрос о количественной оценке эффективности этого процесса, так как в значительной степени эффект от развития ЭО – косвенный. Развитие технологий ЭО в университете положительным образом сказывается на повышении качества образования, в первую очередь, за счет таких факторов, как повышение качества учебно-методических материалов и доступа к ним, повышение квалификации преподавательского состава, улучшение организации учебного процесса.

Особенность ЭО, реализуемого в современном университете, состоит в том, что на общей ресурсной базе, единой технологической платформе создаются различные организационные модели ЭО. А это означает, что эффективное управление ЭО позволяет оптимизировать расходы на его реализацию без снижения, качества обучения. Рассмотрим формы организации ЭО, и группы ресурсов, обеспечивающие их развитие.

  1. В образовательных программах высшего профессионального образования (ПО) очевидными направлениями применения технологий ЭО являются предоставление ЭУМ и автоматизация тестирования. В Новосибирском государственном техническом университете (НГТу) ЭО организовано следующим образом:
    • каждый студент очной и традиционной заочной форм образования получает доступ к специальной web-странице портала, называемой «Личный кабинет студента» и содержащей необходимые ссылки на ЭУМ по изучаемым в семестре дисциплинам; по инициативе преподавателей может использоваться удаленное тестирование;
    • при комбинированной форме обучения (blendedlearning), в которой на сегодня в наибольшей степени используются технологии ЭО, студент постоянно работает в электронной среде обучения (ЭСО); в ЭСО в обязательном порядке должны быть представлены все необходимые учебные материалы, а также поддерживаются функции проверки контрольных работ, консультаций, дистанционных семинаров, тестирования и др., в том случае, если университет имеет свои удаленные ресурсные центры, то лекции и консультации могут проводиться в режиме видеоконференций.

    В таблице ниже представлены требования НГТУ к обеспечению ЭО в программах высшего образования.

    Форма обучения ЭУМ* Регламент на ЭУМ Сертификация ЭУМ Средства доставки ЭУМ Электронная поддержка современных педагогических технологий
    Очная Приветствуются Нет Приветствутся Разделы портала НГТУ «Электронное обучение», «Личный кабинет студента» Банки принятых решений – выпускных работ
    Заочная Требуются Нет По инициативе преподавателя
    Комбинированная Обязательны Есть Программная система DiClass Удаленные консультации и дистанционные семинары, обязательны портфолио преподавателя и студента

    Технологии ЭО, позволяющие полноценно реализовывать современные педагогические приемы, направленные на развитие инициативности, креативности студентов, их умение работать в командах, а именно проектно-ориентированное обучение, создание портфолио и др., используются значительно реже, так как требуют дополнительных функций и сервисов по сравнению со стандартным набором, принятым в системах управления обучения. В том числе необходимо включать программную поддержку выполнения учебных проектов, а при интеграции ЭСО в научно-образовательную среду и научно-исследовательских проектов.

  2. ЭО востребовано в центрах довузовской подготовки. Как правило, в них работают преподаватели базовых кафедр (математики, физики, русского языка и др.).Навыки ЭО, полученные при работе со школьниками, в дальнейшем успешно применяются и при работе со студентами. На портале НГТУ в 2009 году был реализован доступ к Интернет-курсу по подготовке к ЕГЭ, содержащему не только тренажеры, но и пояснения к решению задач.
  3. В последние годы все более востребованными в университетах становятся программы дополнительного ПО и многие из них слушатели предпочитают проходить дистанционно – в режиме электронного обучения. В НГТУ в таком режиме реализуется несколько учебных курсов, в том числе для преподавателей. С 2008 года выполняется федеральный проект по повышению квалификации кадров управления образованием в регионах и среднего звена управленческих кадров вузов, в рамках которого слушателям предлагаются очный и очно-дистанционный режимы обучения, учебные материалы при том и другом режимах обучения представлены в электронной среде. Достаточно естественным представляется предоставление университетом своей технологической платформы для дистанционного режима программ начального ПО. Перспективными здесь являются формы комбинированного обучения, сочетающие удаленное теоретическое обучение, очное обучение с наставником системы ПО с возможным предварительным повышением квалификации самого наставника на базе технологий ЭО. Большое значение технологии ЭО имеют при обучении людей с ограниченными возможностями. В институте социальной реабилитации НГТУ ЭО используется при обучении инвалидов по слуху по специальностям среднего специального образования «Программное обеспечение…» и «Организация сурдокоммуникации».
  4. Возможность реализации поствузовского образования (магистратуры, аспирантуры) в режиме ЭО зачастую подвергается сомнению. Но, так как многие магистранты и аспиранты помимо обучения еще и работают, ЭО становится все более востребованным и в этой организационной форме. Интересный опыт корпоративной магистратуры, реализуемой совместно с ведущими университетами, также подтверждает необходимость развития элементов ЭО в поствузовском образовании.

Рассмотрим основные составляющие (ресурсы) ЭО в университете:

  1. При всей важности технической составляющей (сети, компьютеры и др.) на сегодня она не является определяющей. Похоже, уже можно утверждать, что технические возможности тех вузов, которые берутся развивать ЭО, как правило, опережают методическую и организационную составляющую.
  2. Технологическая составляющая (программные системы, портал и сайты). В НГТУ эта составляющая формируется из таких ресурсов как корпоративная информационная система университета, включая портал с разделами «Электронное обучение» и «Электронная библиотека», сайты факультетов и кафедр, программные средства доставки учебных материалов в «Личный кабинет студента». Одной из проблем, с которой сталкиваются университеты, развивающие ЭО, является проблема выбора программной системы управления обучением. Можно использовать свободно распространяемые программные средства, например, Moodle, либо коммерческую систему, либо собственную разработку. В НГТУ на основе детального анализа было принято решение о параллельном использовании системы Moodle и разработки НГТУ – семейства программ DiSpace (включая программу удаленного тестирования). Для обеспечения видеокоммуникаций, наряду со свободно распространяемыми программными системами, используется разработанная в университете система Editoria. Разрабатываются и используются тренажеры и виртуальные лаборатории. Особенности реализации ЭО в техническом университете обусловлены в первую очередь, насыщенностью учебных планов дисциплинами, требующим.и серьезной лабораторной базы. Это приводит к необходимости создания системы программ тренажеров, виртуальных лабораторий. На сегодняшний день – это, пожалуй, одна из самых трудоемких и затратных составляющих ЭО. Но у технического университета есть и очевидное преимущество, связанное с набором специальностей, студенты, аспиранты и преподаватели которых могут активно участвовать в разработке серьезных технологических решений в области ЭО.
  3. Системность подготовки преподавателей для работы в режиме ЭО обеспечивается комплексом мер, включающемреализацию возможности обучиться преподавателю с любым начальным уровнем подготовки по разноуровневым программам, начиная от базовой подготовки для работы на персональном компьютере до работы в программных системах, лежащих в основе электронной среды обучения. На основе проведенного в НГТУ несколько лет назад исследования уровня компетентности всех преподавателей в сфере использования ИКТ в образовательном процессе и обеспеченности преподавателей компьютеризированными рабочими местами, была разработана многоуровневая программа повышения квалификации с обязательным участием в ней заведующих кафедрами. Работает группа по поддержке авторов ЭУМ, издается бюллетень «Информационные технологии в образовании», выпуски которого доступны на его сайте (http://bit.edu.nstu.ru), организуются специальные семинары.
  4. Электронные учебно-методические комплексы (ЭУМ) в НГТУ разрабатываются непосредственно на кафедрах, но инициируют и обеспечивают регламентацию, хранение и использование ЭУМК такие подразделения как институт дистанционного образования, центр информатизации университета, научно-методический Центр и др.
  5. Развитие ЭО предполагает создание нормативной базы, оценку и сертификацию качества ЭО. В НГТУ разработаны положения об электронном издании НГТУ, об экспертизе качества ЭУМК, об уровне компетентности преподавателя в области применения ИКТ в образовательном процессе, руководство для преподавателя по работе в ЭСО и др.

Важно отметить, что развитие ЭО, естественно порождает целый спектр новых научных направлений в университете, которые необязательно связаны только с развитием новых информационно-коммуникационных и педагогических технологий. Например, представляет интерес исследование социальных явлений, порождаемых развитием ЭО, в культурологическом, социологическом и философском аспектах.

Учитывая сложность управления выполнением поставленных задач, необходимость их четкой координации в целях оптимизации расходов на реализацию ЭО без снижения его качества, необходима программа развития ЭО, предопределяющая стратегию и тактику вуза в этой сфере, формулирующая цели и задающая основные развиваемые модели ЭО, определяющая инфраструктуру ЭО, предлагающая новые формы управления этими процессами, например, проектное управление. Такая программа формируется на основе понимания того, что от политики университета в сфере ЭО во многом зависит успешность его инновационного развития.

01.01.2009 Третья международная конференция по вопросам применения информационно-коммуникационных технологий в образовании «Moscow Education Online 2009», Россия, Москва, Президент-Отель, 27-29 сент. 2009 г. : сб. тез. докл. конф. – М., 2009. - С. 178-181.