Мониторинг качества в профессиональном обучении

Общие положения.Решение задачи, связанное с оцениванием качества, как правило, базируется на формировании целостного системного взгляда на процесс подготовки специалиста, который представляет собой комплексную задачу. В последнее время в профессиональном образовании все чаще говорят о возможности использования методов менеджмента качества на основе разнообразных моделей управления качеством: ГОСТ Р ИСО 9001, TQM (Total Quality Management), моделей разнообразных премий за качество и т.д. Есть ряд лидеров профессионального образования (С.-Петербургский государственный электротехнический университет – «ЛЭТИ», Сибирский технологический университет, Томский государственный политехнический университет и др.), которые проводят исследования, разрабатывают, внедряют и сертифицируют системы менеджмента качества (СМК). Однако руководство многих вузов, а также специалисты в области менеджмента качества отмечают значительные проблемы в данном направлении деятельности. Главные из них:

  • создание и поддержание процессов непрерывного совершенствования,
  • обеспечение вовлеченности персонала и формирование в вузовском сообществе приверженности культуре качества.

Данные проблемы не разрешимы без создания системы комплексного мониторинга – простого и технологичного механизма, в котором найдется место для каждого участника процессов подготовки специалистов как управленца на собственном уровне. Мониторинг и оценивание качества услуги или продукции (УП) согласно [1-2] состоит из следующих этапов: мониторинг удовлетворенности разнообразных категорий потребителей; аудиты объектов мониторинга – компонентов образовательного процесса; обработка и анализ результатов мониторинга, подготовка отчетов и рекомендаций; информирование всех заинтересованных сторон и принимающих решение специалистов об обнаруженных в процессе мониторинга несоответствиях; разработка программ устранения несоответствий и формирование управляющих воздействий с целью исполнения этих программ и улучшения качества.

Будем исходить из того, что методика – это установленный способ осуществления некоторой деятельности [3]. Методика обычно включает в себя: цели и областьдеятельности; что должно быть сделано и кем; когда, гдеи как это должно быть осуществлено; какие материалы, документыи какое оборудование будет использовано, какие методы и инструментыобработки должны быть применены; каким образом результаты должны бытьзарегистрированы и проконтролированы.

Объектами мониторинга в образовании могут быть [4-5]:

  • качество нормативной базы, абитуриентов, персонала, ресурсов, административных систем, видов занятий, практик, методик преподавания и процессов обучения;
  • системы технологической и информационной поддержки;
  • условия работы и учёбы, безопасность и др.

Важным аспектом при оценивании качества образования является мониторинг процессов проектирования образовательной услуги. При этом проверяют и измеряют характеристики процессов: их непрерывность, соблюдение графика обучения, результативность и эффективность и прочее. Не следует также забывать об адекватности заинтересованным сторонам методов сбора и хранения данных. Мониторинг должен осуществляться в сроки, допускающие возможность введения улучшений, устранения выявленных проблем (несоответствий). В образовании как нигде важно уметь выявлять несоответствия в сроки, допускающие их своевременное устранение или исправление. Данные о результатах мониторинга должны быть доступны участникам соответствующих процессов – педагогическим дизайнерам, преподавателям, консультантам, менеджерам, экспертам по качеству, обучающимся и другим участникам процессов [4-6].

Методы измерений и мониторинга также определяются методиками, являются объектом планирования и обеспечиваются ресурсами, в частности квалифицированным персоналом. Сотрудники, отвечающие за процессы мониторинга, должны уметь не только планировать и проводить мониторинг и оценку качества, но и грамотно использовать его результаты. Все мероприятия по измерениям и мониторингу документируются, и это также должно быть частью методики мониторинга.

С точки зрения ГОСТ Р ИСО 9001: 2001 под несоответствиями понимают отклонение результатов функционирования системы управления качеством, характеристик УП от ожидаемых (запланированных, востребованных). Примерами несоответствий в образовании могут служить следующие: несоответствие основной образовательной программы (ООП) ГОСу; ресурсов – лицензионным требованиям; результатов деятельности – аккредитационным и аттестационным нормативам; несоответствие, например, состояния здоровья, мер безопасности требованиям федеральной нормативной базы и другое. Разработанные в вузе методики управления несоответствиями должны содержать:

  • перечни действий, обеспечивающих исправление несоответствий;
  • списки сотрудников, обладающих соответствующей компетенцией, ответственностью, полномочиями и ресурсами для разрешения проблем, связанных с выявленными несоответствиями;
  • ответственных исполнителей за доведение информации о несоответствиях до заинтересованных сторон;
  • доклады руководству о возникших проблемах (несоответствиях) для последующего анализа.

Любой вуз для совершенствования качества своей деятельности должен собирать и использовать данные об ожиданиях и потребностях заинтересованных сторон; о соответствии образовательной УП ожиданиям и требованиям; о функционировании процессов, производящих УП. Информация должна собираться систематически с применением специальных методик и использоваться для оценки эффективности СМК сотрудниками вуза, отвечающими за процессы, и для корректирования процессов, методик, учебных материалов и пр.; а также высшим руководством для планирования и анализа, выявления областей деятельности, требующих совершенствования. Следовательно, информация – это основа непрерывного совершенствования.

Корректирующие (КД) и предупреждающие действия(ПД) – составные части процесса повышения качества подготовки специалистов. Потребность в КД – основа для недопущения повторного их проявления. ПД связаны с анализом информации для выявления причин и предупреждения потенциальновозможных несоответствий. Для проведения КД и ПД необходимы специальные методики, устанавливающие распределение полномочий и ответственности; методики, обеспечивающие анализ претензий заинтересованных сторон и несоответствий, выявленных при аудите. Для вуза или его подразделения особенно актуальным является определение действий, направленных на устранение причин возникновения потенциальных несоответствий и предупреждения их повторного появления.

В Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) разработана и используется в практическом мониторинге качества инвариантная к объекту мониторинга методика мониторинга [7-8].

Описание методики мониторинга, анализа и оценивания качества подготовки специалистов в вузе приведено ниже в виде некоторого формата, определяющего последовательность этапов методики и их краткую характеристику.

Цели и задачи методики. Цели и задачи методики мониторингового исследования можно разделить на три основные подгруппы: оправдательные, поисковые, описательные [9-10]. Оправдательные цели и задачи призваны подтвердить или опровергнуть потребительские требования; сравнить результаты данного исследования с оценками, полученными ранее, если имеет место корректировочный этап методики; на основании полученных результатов исследования сформировать рекомендации по улучшению качества исследуемого объекта, устранению несоответствия.

Поисковые цели и задачи направлены на изучение отношения потенциальных потребителей к проблеме качества УП и отдельных этапов ее создания и предоставления; определение потребительских проблем, предпочтений, особенностей и факторов мотивации; изучение степени удовлетворённости целевой группы по отношению к решаемым проблемам. 

Описательные цели и задачи должны помочь выяснить отношение целевой группы к проблеме качества процесса и уровень информированности о ней; исследовать мотивацию потенциальных потребителей процесса.

Объекты мониторинга. Объекты мониторинга тесно связаны с задачами, которые предстоит решить для достижения соответствующих конкретных целей. К объектам мониторинга в контексте качества учебного процесса можно отнести условия (ресурсы), процессы и результаты, и их отдельные компоненты [4-5].

Целевые группы в области образования очень многообразны. Приведем лишь некоторые из них: сотрудники; студенты; работодатели; родители [7]. В частности в качестве особенностей целевых групп могут отмечаться социальные, социально-психологические и профессиональные характеристики, место работы, учебы, образование; половозрастная структура; территориальные особенности; распределение респондентов по сферам деятельности; различия в мировоззренческих взглядах и установках и т.д.

Методы мониторинга. Методы мониторинга очень разнообразны. Они зависят от объектов мониторинга и задач, которые призван решать мониторинг. Отметим, что в образовании могут найти применение как традиционные методы управления качеством (семь простых, семь новых и семь новейших методов) [7-8], так и методы прикладного статистического анализа, экспертное оценивание и др.

Одним из наиболее распространённых на данном этапе методом исследования продолжает оставаться опрос респондентов [9-10]. При разработке метода сбора данных происходит переход от теоретического уровня исследовательской проблемы на уровень эмпирического описания и анализа. Это обеспечивает основу для проверки рабочих гипотез и получения нового теоретического знания. Опрос представляет собой вопросно-ответный метод сбора данных, при котором источником информации служат письменные или словесные сообщения респондентов. Однако в [7-8] показана эффективность применения и других методов, ранее не применяемых при исследовании социальных систем, в частности педагогических.

Выводы. Настоящая методика используется в системе повышения квалификации преподавателей и специалистов профессиональных образовательных учреждений разного уровня. Она также может быть использована в учебном процессе подготовки преподавателей по программе «Преподаватель высшей школы». Инвариантность методики делает ее легко адаптируемой под различные потребности образовательных учреждений, подразделений, субъектов, объектов мониторинга. Авторская методика мониторинга опробована коллективом ведущих преподавателей и специалистов факультета повышения квалификации и института дистанционного обучения НГТУ при оценивании уровня информационно-коммуникационных технологических (ИКТ) компетенций преподавателей НГТУ с целью определения необходимого и достаточного их уровня для проектирования качественных учебно-методических материалов по учебному курсу и представления их в компьютерной сети для организации обучения в дистанционных технологиях с электронной поддержкой. Для использования методики разработан измерительный материал (анкета для экспертов качества электронного обучения), позволяющий оценить качество ИКТ-компетентности преподавателей и рекомендовать адекватное выявленным проблемам повышение квалификации.

Разработанная авторами методика мониторинга и оценивания качества легла в основу программы повышения квалификации «Мониторинг и оценивание качества в профессиональном образовании». Обучение по программе позволит специалистам профессионального образования освоить простейшие методы контроля качества, научиться применять их в практическом мониторинге качества, в частности, в деятельности преподавателей для управления качеством собственного учебного курса. Основной ожидаемый результат – вовлечение преподавателей и руководителей разного уровня в процессы управления качеством.

Список использованных источников

  1. Никитина, Н. Ш., Николаева Н. В. Мониторинг и оценка качества процессов оказания образовательных услуг в вузе / Н. Ш. Никитина, Н. В. Николаева // Университетское управление: практика и анализ. – 2007. – №3 (49). – С. 91-96.
  2. Никитина, Н. Ш., Николаева, Н. В. Модель процессов производства и оказания услуг в образовании / Н. Ш. Никитина, Н. В. Николаева // Университетское управление: практика и анализ. – 2007. – №1 (47). – С. 62-68.
  3. Капитонов, Э. А. Социология XX века / Э. А. Капитонов. – Ростов н/Д : Феникс, 1996. – 512 с.
  4. Никитина, Н. Ш. Системы менеджмента качества в образовании. Модель совершенного бизнеса в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000: 2000 // Проблемы высшего технического образования: межвуз. сб. науч. тр. / под общ. ред. А. С. Вострикова. – Новосибирск, Изд-во НГТУ, 2003. – Вып. 24: Программно-информационная поддержка систем управления качеством образования. – С. 10-15.
  5. Никитина, Н. Ш. Словарь терминов в области менеджмента качества в применении к образовательной организации / Н. Ш. Никитина // Проблемы высшего технического образования : межвуз. сб. науч. тр. / под общ. ред. А. С. Вострикова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. – Вып. 24: Программно-информационная поддержка систем управления качеством образования. – С. 4-10.
  6. Международный стандарт ИСО 8402: 1994 (E/F/R). Управление качеством и обеспечение качества: Словарь. ИСО. – 1994. – 34 с.
  7. Никитина, Н. Ш. Мониторинг и оценивание качества в образовании. Ч. 1. Методика мониторинга : учеб. пособие / Н. Ш. Никитина, Н. В. Николаева. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2008. – 32 c.
  8. Никитина, Н. Ш. Мониторинг и оценивание качества в образовании. Ч. 2. Методы мониторинга. Обучение менеджменту качества в образовании : учеб. пособие / Н. Ш. Никитина, Н. В. Николаева. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2008. – 60 с.
  9. Харчева, В. Основы социологии : учебник для ссузов / В. Харчева. – М. : Логос, 1997. – 304 с. : ил.
  10. Добреньков, В. И. Методы социологического исследования : учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М. : ИНФА-М., 2004. – 768 с.
01.01.2009 Инновационные технологии в технике и образовании : материалы 2 Всерос. науч.-практ. конф. (Чита, 26-27 марта 2009 г.) : в 2 ч. / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2009. – Ч. 1. – С. 34.