Моделирование мониторинга процессов оказания услуг учебного назначения

Оценка качества оказания образовательных услуг, как правило, базируется на формировании целостного системного взгляда на процесс подготовки специалиста, который представляет собой комплексную задачу. Основываясь на утверждении, что качество – многоаспектное комплексное понятие, в настоящее время необходимо говорить о качестве процессов, качестве ресурсов (человеческих, материальных, учебно-методических, информационных и пр.), качестве нормативной базы, качестве результатов, качестве социального партнерства и пр. В данной работе представлена модель системного мониторинга, основные функции которой состоят в том, чтобы проводить сбор, накопление, обработку информации, формирование последующих содержательных выводов для формирования управленческих воздействий. Ниже приведено поблочное описание модели и характер связей между блоками.

Основой модели является потребитель, так как все действия в реализации процессов жизненного цикла услуг (продукции) начинаются с него и им же заканчиваются. Вход модели – об¬суждение с потребителями того, что они желают полу¬чить и что в оказываемой услуге можно изменить к лучшему. Мониторинг мнений потребителей производится при проектировании услуги (выявление текущих и будущих потребностей) и при последующей оценке удовлетворенности услугой. Требования потребителей – вхо¬д модели, основа для проектирования и последующего производ¬ства услуги. Проектирование услуги в совокупности с системным и процессным подходом и постоянным улучшением позволяет рассматривать деятельность вуза как систему взаимосвязанных процессов, направленных на повышение степени удовлетворённости всех заинтересованных сторон за счёт обеспечения и постоянного улучшения качества услуги вуза на всех стадиях. Для проектирования услуг, необходимо руководствоваться нормативно-правовой базой. Исходными данными для реализации могут служить: нормативные документы федерального уровня; нормативные документы отрасли; нормативные документы ВУЗа; документы СМК ВУЗа. Так же для реализации процессов жизненного цикла услуг необходимо определить человеческие, информационные и материальные ресурсы. Ресурсы необходимы для успешного предоставления образовательных услуг и обеспечения деятельности ВУЗа, а так же для выполнения требований потребителей. Организация должна принять решение в отношении методов проектирования услуги потребителям. Эти методы зависят от природы поставляемых ВУЗом услуг. С блока проектирования запускается реализация предоставления услуги. Процесс реализации услуг, означает совокупность действий, которые не¬обходимо выполнить для получения выходного результата с учетом мнений потребителей. Сравнение заявляемых характеристик результатов мониторинга и оценка качества результатов – это процесс сопоставления результатов определённого этапа процесса установленным для этого этапа требованиям. Мониторинг и оценка качества результатов может быть последовательной многократной процедурой, выполняемой на различных стадиях разработки, и направлен на получение обратной связи – удалось ли реализовать запросы потребителей. В данном блоке так же происходит накопление информации для формирования норм. Данные нормативы формируются экспертными методами, хотя при этом не исключается применение количественных и номинальных показателей и формализованных статистических методов. Для управления качеством в большей степени интересны не значения абсолютных показателей свойств услуги вуза, а их относительные величины по сравнению с нормативами, нормами, стандартами. При этом эффективность оценки качества напрямую зависит от корректности задания норм, удовлетворяющих требованиям. Качество продукции/услуги формируется из двух отличных и дополняющих друг друга категорий: соответствия установленным нормативам и соответствия требованиям заинтересованных сторон. Продукт может быть идеален с точки зрения соответствия стандартам, и не востребован потребителями, или удовлетворять потребностям потребителей, но не соответствовать нормам. Модель, таким образом, подчеркивает важность получения информации об уровне удовлетворенности потребителей и обратной связи в виде обновленных требований. Уровень удовлетворенности потребителей – один из важнейших показателей эффективности работы ВУЗа. Этот показатель следует применять для систем, обеспечивающих качественное производство услуг. Уровень удовлетворенности потребителей следует из¬мерять, сопоставляя желаемые для потребителей значения показателей качества с их реальными величинами. Основной показатель удовлетворенности потребителей для образовательных организаций – удовлетворенность всех категорий обучающихся, а так же работодателей и рынок труда уровнем подготовки по тем образовательным программам, курсам, дисциплинам, на которые они поступили или записались. Измерения и мониторинг удовлетворенности потребителей могут отражать точки зрения работодателей и специалистов рынка труда о качестве подготовки специалистов, общественности, сотрудни¬ков образовательного учреждения, заказчиков и других заинтересованных сторон.

Разработанная и предлагаемая в данной работе модель мониторинга процессов оказания услуг учебного назначения может служить основанием для разработки методического обеспечения процессов мониторинга. Основные методики, которые здесь видятся следующие: методика внутреннего мониторинга, методика формирования норм качества (объектов мониторинга) и методика внешнего мониторинга. Каждая, из этих методик не смотря на все свои отличительные особенности по своей структуре должны быть инвариантными и состоять из определённых элементов. Это позволит в дальнейшем разработать на основе модели комплексного мониторинга методику мониторинга.

01.01.2007 Информационные технологии и математическое моделирование (ИТММ–2007) : материалы 6 Междунар. науч.-практ. конф. (Анжеро-Судженск, 9-10 нояб. 2007 г.) – Томск : Изд-во Том. ун-та, 2007. – Ч. 2. – С. 138-140.