Комплексный подход к модернизации образовательного процесса при комбинированной форме обучения

Для современного инновационного ВУЗа требования, предъявляемые на рынке труда, являются одними из главных ориентиров в использовании методов, методик и технологий построения учебного процесса. Выходящие сегодня из стен ВУЗа молодые специалисты должны обладать целым набором ключевых компетенций, среди которых способность к обучению и самообразованию, умению адаптироваться к любой ситуации, поиску информации, принятию ответственных решений, анализу ситуации, выделению ключевых позиций, нести ответственность, генерировать новые знания, а также владение информационно-коммуникационными технологиями и глубокое знание предметной области. Подготовка такого специалиста требует в свою очередь ориентации образовательных услуг на международный уровень, международные стандарты качества [1].

Внедрение в образовательный процесс возможностей, которые предоставляются сегодня современными информационными и коммуникационными технологиями, неизбежно ведет к модернизации процессов как учебного так и административного сопровождения деятельности преподавателя, студента, руководителя учебного подразделения, учебно-вспомогательного персонала, а также к появлению новых участников учебного процесса, например, тьюторов. За прошедшие десятилетия дистанционные формы обучения, получив в свой арсенал такой инструментарий как телевидение, интернет, карманные компьютеры и пр. совершили значительный рывок в своем развитии (рис.1.).

Рис. 1 Этапы развития дистанционного обучения в мире.

Интенсивное использование сети Интернет привело к возникновению нового термина  — обучение на основе веб-сети (Web-Based Training), которое может быть определено как – саморегулируемое преподавание распространяемое по Интернет («self-paced» training that is delivered using an Internet browser) [2]. Постепенно этот термин трансформировался в понятие электронного обучения (e-learning), одно из определений которого:  «электронное обучение – это использование технологии, предоставляющей людям возможность учиться в любое время и в любом месте. Электронное обучение – это и соответствующее преподавание, и предоставление информации «just-in-time», т.е. по первому запросу,  а также руководство экспертов» [3]. Таким образом, электронное обучение – это комплекс технологий, методик, организационных усилий и т. д., позволяющих учиться людям по разнообразным видам обучения: формальным (formal) и не формальным (nonformal), и даже информальным (informal), по разным образовательным программам: профессионального, общего, дополнительного профессионального образования, в разных формах образования: в очной, заочной, экстернате, и, наконец, с разной степенью удаленности от преподавателя.  Возвращаясь к истинному пониманию дистанционного обучения (ДО), как к обучению, «обеспеченному человеком, отделенным от места [обучения] (Instruction provided by a human separated by place)» [2] естественно рассматривать ДО  в высшем образовании как одну из форм обучения, обеспечиваемыми возможностями электронного обучения [4].

При этом ЭО подразумевает реализацию как непосредственно процесса обучения, а также  формирование инфраструктуры, обеспечивающей процесс обучения (доставку учебных материалов, удаленный контроль знаний, сетевые коммуникации обучающихся между собой и с преподавателем и т.д.); процесс подготовки преподавателем электронных учебных материалов;  процесс управления обучением,  начиная от набора групп обучающихся и заканчивая экспертизой качества  процесса обучения  и его результатов. Таким образом, ЭО требует для своей реализации создание виртуальной электронной среды обучения или  платформы электронного обучения, которая позволила бы решить все вышеперечисленные задачи, стоящие перед  участниками учебного процесса. На современном рынке образовательных услуг платформы для ЭО имеют в своем развитии тенденцию к индивидуально-ориентированной персональной странице, когда единое окно доступа позволяет выходить и на учебные материалы и осуществлять коммуникации на уровне группы и участвовать в социальных сетях.

Рис. 2. История развития платформ ЭО

Современные студенты [5], особенно потребители программ второго ВПО  достаточно требовательно подходят к выбору программ обучения, часто они уже владеют практическим опытом, помогающим лучше и быстрее понять теоретические выкладки. При этом они более критично относятся к содержанию учебных планов, и интересуются  заранее, зачем в них включены те или иные учебные дисциплины. Традиционная форма подачи информации в виде «начитки» лекций для них менее приемлема, а более востребованы практические занятия, выполнение проектов и пр.

К типовым причинам, не позволяющим  оперативно запустить ЭО в учебном учреждении следует отнести:  отсутствие электронных учебно-методических материалов (ЭУММ) в количестве достаточном для обеспечения учебного процесса хотя бы в течение семестра; неготовность преподавателей  (низкий уровень компьютерной грамотности и психологический дискомфорт при работе в виртуальных средах); несовершенство нормативной базы дистанционного обучения; значительные финансовые затраты особенно на старте ЭО; проблема идентификации личности студента; а также отсутствие апробированных методик и практического опыта организации масштабного учебного процесса с помощью Интернет. Однако, такие преимущества дистанционного обучения как дешевизна: по разным экспертным оценкам, электронное обучение обходится на 40 — 60% дешевле традиционных методов; доступность учебного ресурса: с любого рабочего места, подключенного к сети Интернет, в любое время, оперативно; в центре образовательного процесса — обучаемый; многократное использование одного и того же ЭУММ, возможность разделить его на отдельные модули и интегрировать в различные курсы; возможность накопления и сохранения знаний, которые не смогут больше «покинуть» учебное заведение с уходом их «носителя»  и еще многое другое позволяют электронному обучению или его отдельным элементам быть востребованными и постепенно занимать свою своеобразную нишу на современном рынке образовательных услуг.

Таким образом, при принятии решения о запуске технологий электронного обучения в университете необходимо заранее получить ответы на ряд вопросов: какова необходимость перехода к дистанционному обучению в ВУЗе, какие формы дистанционного обучения в Университете уже внедрены, каковы достоинства  и недостатки электронного обучения с методический точки зрения, как меняется технология обучения, роль преподавателя и поведение учащегося при переходе от традиционных форм обучения к электронному обучению?

Одной из немаловажных условий успешного внедрения электронного обучения в ВУЗе является понимание того, что электронное обучение является по сути своей студенто-ориентированной технологией обучения (рис.3.). В отечественной школе традиционно считается, что в центре учебного процесса находится преподаватель, он диктует все правила и  условия обучения и вправе их поменять по своему усмотрению в любое время. Однако, все созданные к настоящему моменту в мире электронные среды обучения ставят в центр учебного процесса обучаемого/студента.

 

Рис. 3. Возможности для студента.

Создание электронной среды обучения (ЭСО), обеспечивающей функционирование в сетевом пространстве образовательного процесса в полном объеме предполагает, во-первых, организацию нормального хода образовательного процесса, предоставление всей необходимой учебной и справочной информации студентам, коммуникации между участниками учебного процесса, организация учебных мероприятий по дисциплине/курсу.

Показано [6], что ЭО  также предполагает использование разнообразных средств и методик, их сочетание зависит от конкретной образовательной программы, учебного заведения ее реализующего, целевой группы обучающихся. В настоящее время все большое распространение получает комбинированная форма обучения (blended learning), суть которой заключается в  сочетании дистанционного обучения с использованием ИКТ-технологий и очного (аудиторного) обучения на ежегодных сессиях в университете. Очная часть обучения – это обязательные зимние сессии, в ходе которых читаются лекции, выполняются лабораторные работы и проводятся семинары на базе специализированных кафедр. В это же время студенты сдают зачеты и экзамены по тем курсам, которые они изучили дистанционно в течение семестра в соответствии с учебным планом и графиком. Дистанционная часть обучения – это удаленный режим обучения в течение семестра, который завершается либо очной либо удаленной сессией. Учащиеся дистанционных программ могут  пользоваться электронной почтой, форумами, чатами, онлайновыми тестами и прочим сетевым инструментарием [6]. Все эти механизмы должны обязательно учитывать программы дистанционного образования. Более того, растущая пропускная способность сетей делает не только актуальным, но и необходимым использование игровых и имитационных методик, а также видеолекций и видеоконсультаций.

Считается, что такая форма обеспечивает удобство и экономичность ЭО с эффектом личного воздействия на обучающегося, который присущ традиционному обучению.

Электронный режим обучения в НГТУ технологически обеспечивается электронной средой обучения (ЭСО). Для этого используются модули ЭСО DiDesk, DiTest, DiClass, а также сопряженный с ЭСО НГТУ модуль Moodle (рис.4.).

Рис 4. Составляющие ЭСО НГТУ.

В процессе реализации  дистанционного обучения в университете необходимо решать  одновременно следующие задачи: обеспечить выдачу учебных теоретических материалов и соответствующих методических руководств, обеспечить возможность удаленного выполнения лабораторных работ, предоставить возможность on- или off-line консультирования  с преподавателем и общения с однокурсниками, проводить удаленные семинары, проводить удаленные контрольные мероприятия (зачеты, экзамены, защиту курсовых и контрольных работ). По утверждениям поставщиков образовательных услуг, обеспечение всех вышеперечисленных возможностей  в ВУЗах России будет возможно с появлением хороших телекоммуникационных каналов —  в первую очередь, в отдаленных регионах, на которую изначально был рассчитан этот вариант обучения.

Реализация комбинированной формы обучения накладывает ряд дополнительных требований к организаторам учебного процесса, к разработчикам технологий и организаторам электронного обучения, к кафедрам и непосредственно преподавателям, участвующим в учебном процессе.

Очевидно, что основные задачи преподавателя при электронном обучении остаются неизменными: с помощью различных педагогических технологий обеспечить студенту возможность получить необходимые знания, навыки и умения по преподаваемой дисциплине. Но виды деятельности преподавателя при электронном обучении существенно изменяются. Их можно выделить в две основные группы.

  1. Разработка электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК).
  2. Текущая работа в ЭСО по сопровождению учебного процесса (консультации, семинары, видеолекции, прием и отправка контрольных работ и др.).

При реализации образовательной программы в электронном режиме важным вопросом является, как и какой учебный материал должен быть подготовлен по соответствующей учебной дисциплине. Качественно подготовленные материалы ЭУМК должны компенсировать отсутствие непосредственного контакта преподавателя и студента, ведь студент осваивает содержание учебной дисциплины самостоятельно [6].

ЭУМК представляет собой совокупность электронных образовательных ресурсов (материалов), обеспечивающих достижение образовательных целей. Очевидно, что ЭУМК должен представлять целостный взгляд преподавателя (автора курса) на решение учебных задач. ЭУМК должен помочь сформировать знания и навыки у студентов по изучаемому курсу.

Состав ЭУМК должен отражать все компоненты традиционного учебного процесса:

  • методические материалы (рабочие программы, методические указания по изучению курса и др.);
  • учебные материалы (учебники, учебные пособия, конспекты лекций, практикумы, сборники задач и др.);
  • справочные и иллюстрационные материалы, в том числе хрестоматии, атласы;
  • контролирующие материалы для промежуточного и итогового контроля.

Необходимо отметить, что созданный комплект материалов может использоваться для разных форм обучения (рис.5.), для чего достаточно бывает составить подробное руководство (путеводитель) по учебной дисциплине/курсу.

Рис.5. Области использования ЭУМК.

Организация учебного процесса по КФ обучения  имеет ряд особенностей, во-первых, это разработка учебного плана, учитывающего специфику обучения: сохранение очной сессии и перенос в семестр заканчивающийся очной сессией итогового контроля по профильным дисциплинам курса, планирование выполнения лабораторных работ на оборудовании в стенах университета. Во-вторых, это разработка нормативной документации, описывающей как изменения в технологии обучения, так и в системе оплаты труда преподавателя. Работа в ЭСО НГТУ предполагает не только создание ЭУМК, но и как упоминалось выше, проведение консультаций (on-line и/или off-line), семинаров (форумов), тестирования (рис. 6).

 

Рис. 6 Возможности ЭСО для преподавателя.

Модернизация учебного процесса в итоге приводит к существенному перераспределению времени и трудозатрат преподавателя на подготовку учебно-методического обеспечения, существенно возрастает время затраченное на внеаудиторную работу, на подготовку сценариев учебного процесса в электронной среде, подготовку системы критериев оценки знаний студентов при одновременном сокращении аудиторной нагрузки. Все это обуславливает необходимость эффективной организации работы с преподавателем с целью обеспечения качества обучения, а также стимулирования внедрения ИКТ в учебный процесс.

В процессе реализации организации и технологического сопровождения обучения по КФ был сформирован отдел  дистанционных образовательных технологий в рамках ИДО НГТУ, выполняющий функции службы поддержки студентов и преподавателей. В состав ОДОТ входят тьюторы, в обязанности которых входит обеспечение эффективной коммуникации с преподавателем, между преподавателем и учащимися и коммуникации в учебной группе в процессе изучения курса. Кураторы также обеспечивают взаимодействия со службами административной и технической поддержки, способствуют эффективному использованию ИКТ в организации процесса обучения, обеспечивают использование эффективных методов и приемов обучения конкретным учебным дисциплинам в системе. В сферу деятельности руководителя отдела входит управление ходом учебного процесса, его мониторинг, обучение преподавателей работе в ЭСО НГТУ, принятие решений по ходу учебного процесса в нестандартных ситуациях. Как показал опыт нашей работы по комбинированной форме обучения, преподаватели также нуждаются в адаптации к особенностям преподавания, использующим информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе, и на сегодняшний день эти функции выполняет служба поддержки дистанционного отделения ИДО НГТУ.

Опыт показывает, что со временем в каждом университете должна сложиться своя система стандартов на учебно-методическое обеспечение дисциплины, на оборудование учебной аудитории, на оборудование рабочего места преподавателя и пр. Чем быстрее будет разработаны типовые регламенты, шаблоны и правила проведения тех или иных учебных мероприятий, тем эффективнее будет работа преподавателя и служб сопровождения учебного процесса. И, наконец, еще одно необходимое звено в успешном внедрении технологий электронного обучения в университете – это постоянный мониторинг обновляемости электронного учебно-методического обеспечения, функционирования учебного аудиторного фонда и пр.

Таким образом, как показывает опыт внедрения комбинированной формы обучения в НГТУ происходит серьезная трансформация учебного процесса в целом, требующая решения многих организационных, финансовых и политических вопросов на уровне университета.

Литература:

  1. Балашова О.А. Организация и управление учебным процессом в Электронном университете. Всероссийский  научно-практический семинар « E-learning в современном университете», МЭСИ, Москва, декабрь 2005 г.
  2. Instruction provided by a human separated by place [электронный ресурс]// E-glossary Brandon Hall Research 2006.- http://elearning.surf.nl/docs/e-learning/hannywestrik.pdf
  3. Leo Lucas// http://www.elearningconsulting.com/consulting/leolucas.html.
  4. Высшее образование и комбинированная форма дистанционного обучения. Андрюшкова О.В., Казанская О.В.// Открытое и дистанционное образование» Выпуск 4(24), 2006
  5. Онлайновое обучение вытесняет вузовские программы. А. Абашкин //Информационный портал.  «CNews». —  2009. —  [Электронный ресурс]. URL:  http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2003/09/22/148857 /  (дата обращения: 27.09.2009)
  6. Интеграция профессионального и общего образования на основе e-Learning / О. Казанская, О. Андрюшкова, Д. Емелин, А. Козлова // Высшее образование в России. – 2007. – № 12. – С. 94-99.
  7. Автоматизированная система удаленного тестирования «DiTest v.2» / М. Э. Ильин, В. И. Гужов, Д. Д. Бочаров, Е. А. Зима, В. М. Козлов, Д. В. Емелин // Инновации в науке и образовании (Телеграф отраслевого фонда алгоритмов и программ). — [2008]. — № 6(41). — С. 3.
  8. Программная система мониторинга информатизации и качества образования «ИНФОРМОС» / Д. В. Емелин, А. Ю. Погребняк, О. В. Казанская, Г. Б. Паршукова // Инновации в науке и образовании (Телеграф отраслевого фонда алгоритмов и программ). — [2008]. — № 6(41). — С. 2.
  9. Программная среда разработки и доставки электронных учебных курсов «DiCourse» / Д. В. Емелин, В. И. Гужов // Инновации в науке и образовании (Телеграф отраслевого фонда алгоритмов и программ). — [2008]. — № 6(41). — С. 3.
  10. Программная среда размещения и доставки электронных учебных материалов «DiDesk» / А. С. Максименко, Д. В. Емелин, В. И. Гужов, О. В. Казанская // Инновации в науке и образовании (Телеграф отраслевого фонда алгоритмов и программ).. — [2008]. — № 6(41). — С. 3.
  11. Программная среда управления обучением «DiClass v. 3.01» / В. М. Козлов, О. В. Андрюшкова, А. В. Козлова, В. И. Гужов, О. В. Казанская, Д. В. Емелин // Инновации в науке и образовании (Телеграф отраслевого фонда алгоритмов и программ). — [2008]. — № 6(41). — С. 2.
01.01.2010 Электронное обучение в традиционном университете : сб. ст. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. – С. 25-36.