Использование стандарта IMS QTI как универсального инструмента обмена тестовыми заданиями

Важным моментом в создании единой образовательной системы является стандартизация обучающих технологий. При дистанционном обучении основным средством оценки знаний являются тесты. Однако при использовании различных программных тестирующих систем используется свой внутренний формат представления тестов. В связи с этим, существует проблема обмена банками тестовых заданий.

Эту проблему позволит решить только стандартизация представления тестов. Международным стандартом такого представления является спецификация IMS QTI (Question & Test Interoperability).

Разработанная в Новосибирском государственном техническом университете система тестирования «DiTest» поддерживает этот перспективный стандарт.

Основными элементами системы являются модули «ввода и редактирования тестов», «проведения опроса» и «обработка результатов и сбора статистики».

Модульность системы «DiTest» позволяет легкую замену стандартного модуля на модуль, обеспечивающий лучшее использование в конкретной ситуации. При этом нет необходимости замены других частей системы.

Первый модуль — «Ввод и редактирование тестов» — организует ввод и редактирование исходных тестов. Разработчиком тестов вводятся вопросы, формы и варианты ответов, которые сохраняются в файле в формате XML, соответствующем спецификации. Эта подсистема реализована как обычная тестовая графическая оболочка. Необходимость в ней определяется тем, что описание тестов на языке разметки XML достаточно сложно для обычного преподавателя — разработчика тестов. На выходе подсистемы — тесты в независимом от этой оболочки виде.

Второй модуль — «Проведение опроса» — непосредственно организует тестирование. Вопросы для опроса воспроизводятся из базы тестовых заданий. После ответа результаты сохраняются также в формате XML в соответствии со спецификациями IMS QTI Result Reporting в базу данных результатов.

Третий модуль — «Обработка результатов и сбора статистики» — служит для оценивания результатов и сбора статистики. Результаты тестирования могут представляться как в уже обработанном виде, так и без обработки, чтобы преподаватель мог проконтролировать оценку системы.

Существующие сейчас аналоги имеют либо большую функциональность и соответственно большую цену, либо небольшую стоимость и ограниченную функциональность. Не стоит забывать также, что интерфейс у существующих аналогов, как правило, англоязычный, что создает существенные проблемы при внедрении системы в процесс обучения. Мы стремимся сделать нашу систему бесплатной и удобной в первую очередь для русскоязычных пользователей. В нашей системе предусмотрена возможность для перевода интерфейса на любой из доступных языков. Так как в основе формата QTI лежит международная кодировка Unicode, то это обеспечивает возможность создания тестов и их использования в любой стране.

Разрабатываемая система является Internet-ориентированной. Это должно ускорить ее распространение и создание разнообразных тестовых заданий в универсальном формате QTI. Система DiTest обладая необходимой функциональностью и простотой ее расширения является идеальным решением для проведения дистанционных опросов. Система может использоваться независимо, как единый центр тестирования, так и в совокупности с другими оценивающими системами.

Независимость модулей «проведения опроса» и «обработки результатов» исключает несанкционированное получение тестируемым информации о правильном ответе. Клиент-серверная архитектура обеспечивает защиту базы тестовых заданий.

Пользуясь нашей системой или аналогичной, поддерживающей данную спецификацию, пользователи легко смогут обмениваться созданными тестами и результатами опроса. Это позволит решить проблемы совместимости и потери накопленных тестовых данных и результатов при переходе на новые программные оболочки систем тестирования, и как результат — собрать большое количество тестов и получить обширную и главное доступную базу тестовых заданий.

01.01.2005 Единая образовательная информационная среда : проблемы и пути развития : материалы 4 Всерос. науч.-практ. конф.-выставки, Барнаул, 21-24 сент. 2005 г. – Томск : Изд-во ТПУ, 2005. – С. 51-52.