Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании

Авторы курса.

Общая программа курса: М.А. Бовтенко, канд. филол. наук, доцент, ст, науч. сотр. Института дистанционного образования, руководитель центра лингвометодических информационных ресурсов ИДО НГТУ.

Профильные аспекты.

Иностранный язык: М.А. Бовтенко, канд. фил. наук, доц., ст. науч. сотр. Института дистанционного образования, руководитель центра лингвометодических информационных ресурсов ИДО НГТУ.

Химия: О.В. Андрюшкова, канд. хим. наук, доц., кафедра химии НГТУ.

Физика: И.Н. Пятаева, ст. препод, кафедры прикладной и теоретической физики НГТУ.

Математика: Е.В. Подолян, канд. пед. наук, кафедра инженерной математики НГТУ.

Г.В. Недогибченко, канд. мат. наук, кафедра инженерной математики НГТУ.

Цель курса: подготовить преподавателей к использованию ИКТ в учебном процессе.

Объем курса — 72/156 час (для двухуровневого обучения).

Обучающиеся должны иметь навыки пользователя персонального компьютера.

Тематический план

Наименование разделов и дисциплин Всего,час В том числе Форма контроля
лекции практическиезанятия самостоятельнаяработа
Модуль 1. Основные компоненты современного методического обеспечения курсов 8 2 3 3 Выполнение практического задания
Типология электронных ресурсов. Специфика ресурсов для обучения различным учебным дисциплинам 10 4 3 3 Выполнение практического задания
Модуль 2. Требования к качеству электронных учебных материалов. Методические требования. Педагогические требования 10 4 3 3 Выполнение практического задания
Информационно-образовательные и методические ресурсы Интернета 10 4 3 3 Выполнение практического задания
Модуль 3. Оценка качества веб-ресурсов 10 4 3 3 Выполнение практического задания
Средства разработки учебных материалов. Авторские права и регистрация электронных ресурсов 4 1 2 1 Выполнение практического задания
Модуль 4. Средства обеспечения комбинированного (очно-дистанционного) обучения. Технологические и методические возможности 8 4 2 2 Выполнение практического задания
Требования к учебной электронной коммуникации. Синхронная коммуникация. Асинхронная коммуникация 6 2 2 2 Выполнение практического задания
Модуль 5. Планирование учебных курсов и организация занятий с использованием ИКТ 6 2 2 2 Выполнение практического задания
Итого 72 27 23 22  

Особенности курса

Программа представляет собой инвариантное содержание курса для преподавателей различных дисциплин. В НГТУ программа реализуется для преподавателей иностранных языков, химии, математики и физики.

Объекты изучения

  • Программные и электронные информационные ресурсы для изучения различных дисциплин, средства для разработки электронных учебно-методических и контролирующих материалов.
  • Технологии использования ИКТ в различных формах организации учебного процесса.

Результаты обучения

В результате изучения курса преподаватели будут иметь представление:

  • о современных тенденциях использования ИКТ в образовании и преподавании конкретных учебных дисциплин;

знать:

  • основные разновидности электронных учебных материалов и критерии их оценки;
  • современные подходы к формированию структуры курса с использованием ИКТ и отбора электронных средств обучения;
  • приемы организации деятельности обучающихся в различных формах обучения с использованием ИКТ;

уметь:

  • формулировать цели использования ИКТ в обучении конкретным дисциплинам;
  • адаптировать структуру и содержание курса к конкретным условиям обучения (уровню подготовки слушателей, имеющимся техническим возможностям, программному обеспечению, организационной форме обучения и др.);
  • системно представлять информационные ресурсы, используемые в преподавании конкретной учебной дисциплины;
  • создавать учебные и контролирующие задания по курсу на базе ИКТ.

Рекомендуемая литература

  1. Агеев В. Н., Древе Ю. Г. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование. — М,: Моск. гос. ун-т печати, 2003. — 236 с.
  2. Бабешко В. Н., Нежурина М. И. Система оценки качества программных комплексов для дистанционного обучения. — М.: ЦДО МИЭМ: Европейский центр по качеству, 2004. — 178 с.
  3. Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. — М., 2003.
  4. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика. — М.: Фдината: Наука, 2005.
  5. Вострокнутов И. Е. Теория и технология оценки качества программных средств образовательного назначения. — М., 2002. — 387 с.
  6. Демушкин А. С. и др. Компьютерные обучающие программы. Классификация. Критерии качества // Информатика и образование. — 1995. — № 3. — С. 15-21.
  7. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. М. Моисеевой. — М., 2004. — URL: http://iatp.proiectharmony.ru
  8. Информатизация образования: направления, средства, технологии / Под общ. ред. С.И. Маслова. — М., 2004.
  9. Информационные технологии в образовании: от компьютерной грамотности к информационной культуре общества. Системы и средства информатики. — М., 1996. — Вып. 8.
  10. Норенков И. П., Зимин А. М. Информационные технологии в образовании. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э Баумана, 2004. — 352 с.
  11. Образование и XXI век: информационные и коммуникационные технологии / Отв. ред. В. Г. Кинелев. — М., 1999.
  12. Образовательные интернет-ресурсы / Под ред. А. Н. Тихонова. — М: Просвещение, 2004. — 287 с.
  13. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. — М., 2004.
  14. Оспенникова Е. В. Подготовка учителей физики к внедрению новых информационных технологий в практику школьного обучения // Информатика и образование. — 2004. — № 12. — С. 25-30.
  15. Паршукова Г.Б., Бовтенко М.А. Информационно-коммуникационная компетенция преподавателя: Учеб. пособие. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005.-148 с.
  16. Стародубцев В. А. Компьютерные и мультимедийные технологии в естественно-научном образовании. — Томск: Дельтаплан, 2002.-224 с.
  17. Титова С. В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 268 с.
  18. Трайнев В. А., Трайиев И. В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации). — М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К°», 2004. — 280 с.
  19. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 383 с.
  20. Информационные технологии в обучении языку: [Методический веб-сайт]. — http://itlt.edu.nstu.ru.
01.01.2006 Информационные педагогические технологии : комплекс. программа подгот. преподавателей в области использования ИКТ в проф. деятельности / Новосиб. гос. техн. ун-т ; сост. М. А. Бовтенко. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2006. – Блок 2: Педагогическая информационно-коммуникационная компетенция преподавателя. - С. 28-32. – Библиогр. : с. 31-32.