Информационно-коммуникационные технологии в довузовском дистанционном образовании – проблемы и перспективы развития

Центр дистанционного довузовского образования (ЦДДО) (рис. 1) является структурным подразделением Института дистанционного образования (ИДО) НГТУ Основным направлением деятельности ЦДДО является организация подготовки школьников г. Новосибирска, НСО и Сибири для поступления в Новосибирский государственный технический университет и другие высшие учебные заведения с техническим уклоном. Основная задача ЦДДО формулируется нами как обеспечение равных условий для поступления одаренной молодежи в высшие учебные заведения независимо от места проживания, интеграция системы довузовской подготовки НГТУ в единое образовательное пространство РФ, а также повышение уровня подготовки абитуриентов, поступающих в НГТУ.

Одно из направлений довузовской подготовки это Информатика. Применение компьютеров в качестве инструмента и учебного пособия объективная реальность нашего времени. Современные школьники сталкиваются с компьютерами уже не только в школе, но и дома. Несомненно, что многие из них используют компьютер только для развлечения. Научить применять компьютер для обучения и самообучения, использовать возможности ПК в обработке информации, научиться использовать развивающий интеллектуальный момент использования ПК – задача, которую ставят перед собой преподаватели ЦДДО НГТУ (http://cddo.edu.nstu.ru/) (рис. 2).

Программа курса является авторской, и отражает точку зрения авторов на комплекс знаний и умений средних и старших школьников в рамках использования ПК и технологии Internet.

Основной целью, предлагаемого курса, является обучение приемам создания, организации и обработки информации, поиска информации в сети и использование её в учебной деятельности.

Курс «Использование персонального компьютера» разработан авторами для средних и старших школьников Новосибирска и рассчитан на 100 часов.

Курс имеет практическую направленность: около 20 % времени ориентировано на изучение теоретического материала, основная часть времени отведена практическим занятиям.

Структура курса отражает необходимость умения использовать ПК в различных целях: обучения, самообучения и досуга. Основной формой занятий являются лекционно-практические занятия, на которых вводная лекционная часть сопровождается выполнением слушателями предлагаемых практических заданий.

Каждое занятие начинается и заканчивается практическим заданием, которые позволят избежать излишнего утомления в процессе обучения. После изучения курса слушатели (школьники) должны подготовить групповой тематический проект: тематический сайт, в котором, по возможности должны быть использованы тексты, таблицы, презентации, публикации. Сайты должны быть современно оформлены и включать ссылки на виртуальные источники.

01.01.2009 Материалы III Российской научно-методической конференции «Профессионально-компетентная личность в мировом образовательном пространстве: Дистанционное образование: проблемы качества и перспективы развития», 4-5 июня 2009 г. - Новосибирск, 2009. - С. 62-64.