Дистанционное обучение в НГТУ. Состояние и перспективы

Изменение целей и возможностей современного образования, все возрастающая его коммерческая эффективность везде в мире привели к тому, что во всех развитых странах широко внедряются новые технологии образования на базе современных информационных и телекоммуникационных средств, иначе средств телематики.

Под новыми информационными технологиями в образовании в самом широком смысле, как известно, понимают в основном следующее:

  • обмен информацией учебного характера по электронной почте,
  • доступ к информационным базам данных и знаний,
  • использование широкого спектра пользовательских и профессиональных программ с удобным интерфейсом,
  • использование мультимедийных средств обучения,
  • видеоконференции.

Использование этих технологий дает возможность, в частности, развития дистанционного образования, которое везде в мире получает широкое распространение. Как правило, под дистанционным образованием понимают образование, получаемое вне непосредственного присутствия преподавателя на базе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий (ИТКТ). Дистанционное обучение — это такой процесс обучения, при котором используются технологии, не предполагающие непосредственное присутствия преподавателя, в первую очередь, это именно ИТКТ.

Полноценная реализация возможностей дистанционного обучения в традиционных университетах предполагает создание университетской системы дистанционного образования (СДО). СДО должна включать в себя такие элементы, как факультет обучения преподавателей работе в СДО и в информационной среде (авторов курсов и тьюторов), система создания и доведения до обучающегося обучающих материалов (лаборатория мультимедиа, медиатека и др.), программно-техническое обеспечение, включая университетскую вычислительную сеть, организационная среда с необходимым технологическим сопровождением для взаимодействия преподавателя с обучающимися.

Создание СДО повышает качество обучения и на традиционных отделениях университета, что очень важно для развития всего университета. Это достигается за счет интенсивного внедрения информационных технологий в обычный учебный процесс. Студенты, в частности, получают более оперативный сетевой доступ и к справочной и к учебной информации, также доступ к результатам научного эксперимента сотрудников университета. Помимо этого, нужно учитывать, что внедрение дистанционного обучения требует также значительного усовершенствования комплекса учебно-методических материалов, что обусловлено, в первую очередь, необходимостью дать обучающемуся такие материалы, по которым он может эффективно заниматься самостоятельно.

В настоящее время в Новосибирском государственном техническом университете ведутся работы по созданию системы дистанционного образования. Представляется, что деятельность кафедр гуманитарного факультета в этом направлении может быть значительной и многоаспектной. Конечно, нужны специальные программно-методические разработки (электронные учебные пособия по дисциплинам, тестовые программы и др.). Такие работы уже ведутся, например, на кафедре русского языка. Помощь специалистов факультета, в том числе и на уровне концептуальных решений, нужна также при подготовке университетских стандартов, организационно-методических и квалификационных требований для работы в СДО, а также при разработке и ведении web-сайтов факультетов, кафедр, университета. Создание СДО предполагает в университете интенсивную работу в развитии современных обучающих технологий. И это является еще одним очень важным и востребованным на сегодня направлением работы.

01.01.2000 Проблемы гуманитарного образования в техническом вузе : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию Новосиб. гос. техн. ун-та, Новосибирск, НГТУ, 24-25 окт. 2000 г. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2000. - С. 223-224.