Виртуальная среда обучения: подсистема преподавателя

Одной из важнейших компонент организации системы дистанционного образования является виртуальная среда обучения. Задача виртуальной среды обучения заключается в создании максимально удобных, как для преподавателя, так и для студентов, интерфейсов общения друг с другом, облегчении контроля процесса обучения студентов.

Существуют определенные ограничения в применении виртуальных сред обучения. Во-первых, в России выбор подобных систем пока весьма ограничен. Во-вторых, зарубежные системы являются дорогостоящими или предполагают дорогостоящую техническую поддержку фирмы-производителя.

В представляемом докладе описывается разрабатываемая в Институте дистанционного образования Новосибирского государственного технического университета виртуальная среда обучения.

Основными компонентами данной системы являются: система представления учебных курсов, журнал успеваемости, модуль статистики, система консультаций, система почтовой рассылки.

Система представления учебных курсов позволяет преподавателю удаленно размещать любую информацию о читаемых им курсах, прикреплять файлы к сообщениям, с последующим доступом студентов к этой информации. Имеется возможность ограничить доступ к содержимому курсов двумя уровнями: либо запретить просмотр всего курса целиком, либо запретить скачивание прикрепленных файлов.

Журнал успеваемости отражает текущий процесс изучения курса студентом и его оценки.

Модуль статистики собирает статистику посещений системы пользователями по нескольким показателям и представляет ее в текстовом и графическом виде.

Система консультаций позволяет организовать общение преподавателя со студентами.

В настоящее время некоторые модули разработаны, внедрены и активно используются в процессе обучения. Практика показала, что система легка в освоении и использовании как студентами, так и преподавателями.

01.01.2005 Единая образовательная информационная среда : проблемы и пути развития : материалы 4 Всерос. науч.-практ. конф.-выставки, Барнаул, 21-24 сент. 2005 г. – Томск : Изд-во ТПУ, 2005. – С. 122-123.