Аннотированный каталог электронных образовательных ресурсов Новосибирского государственного технического университета

Информатизация учебного процесса для ВУЗов является приоритетной задачей, направленной на повышение уровня подготовки специалистов всех направлений. Процесс информатизации в Новосибирском государственном техническом университете осуществляется на основе стратегической Программы информатизации1, которая призвана обеспечить формирование единой информационной среды для проведения и поддержки образовательной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности высшего учебного заведения на базе современных информационных технологий. Координирует деятельность НГТУ в данной области Координационный совет по информатизации образования под руководством проректора НГТУ по учебной работе, профессора Ю. А. Афанасьева. Одной из основных задач информатизации НГТУ является дальнейшее развитие электронного обучения, предполагающее создание и внедрение электронных образовательных ресурсов, систем управления обучением, формирование депозитария, создание и совершенствование интегрированного информационно-образовательного портала, объединяющего все электронные ресурсы университета и предоставляющего распределенный доступ к ресурсам для обеспечения качества и повышения эффективности образовательного процесса.

В последние годы в университете проделана большая работа по развитию представительства НГТУ в образовательном Интернет-пространстве. Об этом свидетельствует, в частности, увеличение количества веб-сайтов университета и размещенных на них информационных ресурсов всех типов, позволившее веб-сайту НГТУ в 2006 году войти в число 3000 лучших веб-сайтов вузов мира и в число 20 лучших российских веб-сайтов в мировом рейтинге вузов2.

Настоящий каталог не ставит своей целью отразить все имеющиеся в НГТУ электронные образовательные ресурсы, а ограничивается, за исключением первого («Образовательные сайты НГТУ») и частично пятого («Учебные курсы для преподавателей, использующих дистанционные технологии») разделов каталога, описанием ресурсов, представленных на сайте Института дистанционного образования и формирующемся на его основе Образовательном портале университета. Тем не менее, количество представленных ресурсов (более 300), их видовое разнообразие, подробная характеристика каждого ресурса, активное участие в создании и пополнении электронного фонда образовательных ресурсов практически всех учебных подразделений университета, расширяет границы каталога и позволяет сменить его старое название «Каталог электронных образовательных ресурсов Института дистанционного образования Новосибирского государственного технического университета»3 на новое — «Аннотированный каталог электронных образовательных ресурсов Новосибирского государственного технического университета».

Ресурсы, вошедшие в Аннотированный каталог, созданы в 2000−2005 гг. и представлены в следующих тематических разделах:

  1. Образовательные сайты НГТУ.

    В этом разделе дается характеристика основных веб-сайтов НГТУ: Образовательного портала, Института дистанционного образования и центров, входящих в его структуру, библиотеки, а также ресурсных центров, отвечающих за повышение квалификации и переподготовку специалистов (Факультета повышения квалификации преподавателей, Института дополнительного профессионального образования, Учебного центра информационных технологий «Информатика» и др.); приводятся ссылки на веб-страницы факультетов. Создатели каталога посчитали также необходимым включить в данный раздел сайт Института социальной реабилитации (ИСР НГТУ) с описанием уникального реабилитационно-образовательного ресурса «Программно-аппаратный комплекс жестовой речи», созданного специалистами ИСР. 

  2. Электронные версии учебных пособий, изданных в НГТУ.

    Здесь представлены описания электронных версий учебных пособий преподавателей университета, вышедших в издательстве НГТУ в 2000-2005 годах. В раздел не вошли описания методических указаний в связи с их большим количеством, а также с учетом их меньшей, по сравнению с учебными пособиями, значимости для учебного процесса. Группировка описаний в разделе — по годам, в обратном хронологическом порядке (2005, 2004, 2003 и т.д. гг.). С полным перечнем электронных версий учебных пособий и методических указаний за 1997-2005 гг. можно ознакомиться на образовательном портале НГТУ и сайте Института дистанционного образования.

  3. Электронные учебные пособия, разработанные в ИДО НГТУ.

    Даны описания сетевых ресурсов (в большей своей части имеющих копии на CD), разработанных преподавателями и сотрудниками НГТУ для использования в процессе дистанционного или комбинированного4 обучения. Учебные пособия внутри данного раздела сгруппированы по уровням образования (высшее — довузовское) и циклам дисциплин (технические, экономические, естественно-научные, гуманитарные).

  4. Учебные курсы в системе DiDesk.

    Подробно описаны электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) для различных специальностей и форм обучения. Учебные курсы, размещенные в системе, включают комплекс учебно-методических материалов (КУММ) по дисциплинам, изучаемым студентами в течение семестра. В зависимости от содержания дисциплины это могут быть: руководство по курсу, рабочая программа курса, материалы к лекциям, руководство по выполнению практических заданий, тестовые задания и различные дополнительные материалы. Часть учебных курсов открыта для доступа, часть имеет авторизованный доступ — в этом случае пароль студентам выдается преподавателем, ведущим курс. Использование системы поддержки учебно-методических комплексов показало, что преподаватели университета охотно размещают информацию не только для проведения обучения в дистанционном режиме, но и для занятий со студентами по традиционной форме обучения.

    Библиографические описания в разделе сгруппированы по циклам дисциплин, внутри цикла — по обобщенным названиям изучаемых дисциплин (математика, физика, химия и др.).

  5. Учебные курсы для преподавателей, использующих технологии дистанционного обучения.

    Обобщающее название раздела, включающее:

    • описания образовательных программ (и входящих в них учебных курсов) для преподавателей, работающих в системе открытого дистанционного образования, которые ведет команда специалистов Факультета повышения квалификации, ИДО НГТУ, Научно-методического центра и кафедры оценки качества образования5;
    • описания сетевых версий авторских учебных пособий (имеются копии на CD), посвященных различным аспектам дистанционного образования, которые могут использоваться как для самостоятельного изучения преподавателями, желающими повысить свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, так и на курсах повышения квалификации, в качестве учебно-методического обеспечения курса или образовательной программы в целом.
  6. Программные средства обеспечения дистанционного обучения.

    Представлены программные разработки специалистов ИДО НГТУ, кафедры вычислительной техники НГТУ, ООО «ИНСИКОМ» и Технического лицея: система управления учебными курсами, система электронных консультаций и системы тестирования знаний для студентов вузов и учащихся средних общеобразовательных учреждений (лицеев, школ, гимназий).

Для удобства пользования в конце Каталога приведен Именной указатель, состоящий из фамилии автора или других лиц (составителей, разработчиков и т.д.), участвующих в создании ресурса, и отсылки на порядковый номер описания в каталоге. Номера ссылок на фамилии составителей, разработчиков и прочих лиц приведены в квадратных скобках.

___________________________________________________________1Ссылка на образовательном портале НГТУ < http://edu.nstu.ru/informatization.php?issue=programm>.2Более подробно см. статью: Бовтенко М. А. Мировой рейтинг вейб−сайтов вузов и научно-исследовательских институтов [Электронный ресурс] / М. А. Бовтенко // Информ. технологии в образовании. — Новосибирск, 2006. — № 1. < http://bit.edu.nstu.ru/archive/issue-1-2006/mirovoi_reiting_veb-saitov_vuzov_i_nauch_129/> (26.06.2006).3вышел в издательстве НГТУ в 2004 году.4Комбинированная или смешанная (blended) форма обучения, при которой электронная форма обучения в той или иной степени совмещается с традиционными формами (очной, заочной).5Состав команды: преподаватели, методисты, проектировщики образовательных программ и курсов, тьюторы, менеджеры, эксперты по качеству, специалисты по информационно−коммуникационным технологиям.

 

01.01.2006 Аннотированный каталог электронных образовательных ресурсов Новосибирского государственного технического университета. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2006. - 183 с. : ил.