Актуальность формирования профессиональных компетенций преподавателей вузов в области электронного обучения

В настоящее время преподавателю вуза предъявляются все более высокие требования. От современного преподавателя ожидают наличия знаний и навыков использования в своей педагогической деятельности информационно-коммуникационных технологий, педагогических технологий электронного и дистанционного обучения.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональную деятельность преподавателя вуза сделало актуальным проблему формирования соответствующей ИКТ-компетенции преподавателя, которая успешно решается.

Вместе с развитием ИКТ технологий в систему высшего образования широко внедряются технологии электронного и дистанционного обучения. Появляется вопрос готовности преподавателей вуза, к использованию новых технологий в учебной деятельности, вопрос наличия у преподавателей компетенций в области электронного обучения.

Опыт внедрения технологий электронного и дистанционного обучения в Новосибирском государственном техническом университете выявил ряд проблем, связанных с неготовностью преподавателей пересмотреть свои традиционные взгляды на педагогические формы и технологии, используемые в учебном процессе студентов разных форм обучения [1-2]. Исходя из этого, было решено провести исследование, которое выявило бы удовлетворенность преподавателей вуза электронным обучением.

В исследовании принимали участие две группы преподавателей вуза: преподаватели вуза, работающие со студентами традиционных форм обучения (32 чел.) и преподаватели комбинированной формы обучения (30 чел.).

Для проведения опроса преподавателей была разработана анкета, состоящая из трех блоков вопросов:

  • Блок 1. Актуальность электронного обучения в учебном процессе.
  • Блок 2. Уровень использования электронного обучения и его элементов в деятельности преподавателя.
  • Блок 3. Самооценка компетенций преподавателя в области технологий электронного обучения.

Оценка показателей анкеты определялась по шкале от 0 до 6 баллов.

Для получения информации о показателях, использованных в анкете констатирующего эксперимента, рассчитывались математическое ожидание m и среднеквадратическое отклонения S по каждому показателю.

Результаты исследования преподавателей вуза представлены в таблице 1. На рис.1 представлено графическое изображение результатов.

Таблица 1. Результаты эксперимента, измеряющего удовлетворенность преподавателей электронным обучением

Показатель Преподаватели группы 1 Преподаватели группы 2
m S m S
1.1. Использование элементов электронного обучения в учебном процессе актуально 5,188 0,406 5,387 0,475
1.2. Я вижу перспектив развития электронного обучения в вузе 5,313 0,516 5,194 0,572
1.3 В моем вузе существует поддержка преподавателей в области использования электронного обучения 3,656 0,844 3,613 0,549
1.4 В моем вузе используется электронное обучение 4,094 0,748 5,161 0,541
2.1 В учебном процессе очной формы использую технологии электронного обучения 3,844 0,725 4,194 0,830
2.2 В учебном процессе заочной формы использую технологии электронного обучения 3,968 0,691 4,290 1,093
2.3 Я психологически готов(а) использовать технологии электронного обучения в учебном процессе 3,656 0,699 4,258 0,574
2.4 Я бы рекомендовал(а) использовать электронное обучение и его элементы в учебном процессе 3,625 0,672 4,968 0,818
3.1 Моих базовых компетенций в области ИКТ-технологий достаточно для использования электронного обучения в учебном процессе 4,844 0,873 4,871 0,747
3.2 Моего уровня компетенций в области технологий электронного обучения достаточно 3,750 0,656 3,839 0,724
3.3 Я использую в учебном процессе собственные электронные учебно-методические материалы 3,688 0,578 4,613 0,722
3.4 Я вижу разницу между технологией электронного обучения и традиционной организацией учебного процесса 3,719 0,852 4,581 0,864

Рис. 1. Средние значения показателей анкеты для групп 1 и 2

По представленным результатам можно сделать следующие выводы:

Первый блок показателей оценен респондентами достаточно высоко, что свидетельствует об актуальности использования ЭО в учебном процессе и перспективы его развития в вузе. Преподаватели, независимо от формы обучения, достаточно низко оценили существование в вузе поддержки в области использования электронного обучения (материальная, информационная и т.д.). Отметим, что в НГТУ разработаны программы ПК в области электронного обучения, например, программа «Технологии электронного обучения в деятельности преподавателя». Но данная программа активно пользуется спросом лишь у преподавателей комбинированной формы обучения, преподаватели группы 1 необходимости в обучении по данной программе не видят.

Уровень использования электронного обучения и его элементов в свой педагогической деятельности преподаватели разных групп оценили по-разному. Значительно ниже результаты по показателям второго блока анкеты у преподавателей традиционных форм обучения. Данная группа преподавателей выразила свое мнение о психологической неготовности использовать технологии электронного обучения в учебном процессе. Отчасти, это объясняется тем, что в вузе преобладает количество преподавателей преклонного возраста, которые не желают отступать от традиционных форм обучения.

Развитию ИКТ-компетенций преподавателей в последние годы уделялось особое значение. Произведенное исследование подтвердило этот факт. Преподаватели высоко оценили свои ИКТ-компетенции и считают их достаточными для использования электронного обучения в учебном процессе. Более низким выявлен показатель уровня компетенций в области технологий электронного обучения. Многие преподаватели традиционных форм обучения не используют собственные электронные материалы и не видят разницы между технологией электронного обучения и традиционной организацией учебного процесса. В группе преподавателей комбинированной формы обучения значения показателей самооценки компетенций в области технологий электронного обучения выше, но значителен разброс мнений.

Проведенный анализ результатов исследования свидетельствует о несоответствие между актуальностью применения электронного обучения в учебном процессе и реальной готовностью преподавателей и наличием достаточного уровня компетенций в области ЭО.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что для эффективного использования электронного обучения во всех его формам необходимо решить ряд проблем.

Во-первых, важным для преподавателей является вопрос поддержки руководства вуза в области использовании электронного обучения, главным образом, вопрос материального поощрения.

В-вторых, в вузе необходимы центр поддержки преподавателей, который бы осуществлял консультации по применению электронного обучения в учебном процессе, помощь в создании электронных учебно-методических материалов.

В-третьих, необходимо переработать программы ПК в области электронного обучения, которые включали бы модули, связанные с вопросами педагогической психологии электронного обучения, современными формами и методами обучения, ориентированными на обучаемого. Такие программы помогут более эффективно формировать профессиональные компетенции преподавателей вузов в области электронного обучения и повысить психологическую готовность использования электронного обучения.

     

    ЛИТЕРАТУРА:

     

  1. Никитина Н. Ш. Мониторинг и оценка качества в образовании. Ч.1,2. Методика мониторинга: учеб. пособие / Н. Ш. Никитина, Н. В. Николаева. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2008. – 92 с.
  2. Яцевич Т. А. Возможное использование современных педагогических технологий в комбинированной форме обучения НГТУ / М. В. Леган, Т. А. Яцевич // Медицина и образование в Сибири [Электронный ресурс] : электронный журнал. – 2010. – №2. – Режим доступа: http://psylib.org.ua /books/chana01.htm. – Загл. с экрана.
01.01.2011 Десятая международная научно-практическая конференция-выставка «Единая образовательная информационная среда: направления и перспективы развития» : сб. материалов конф., 28-29 сентября 2011 г. - Томск, 2011. - С. 49-54.